Антология башкирского фольклораЮжные районы Пермского Прикамья - территория традиционного расселения тюркских народов. В Бардымском районе на реке Тулва проживает особая этнографическая группа, которая до сих пор вызывает споры среди ученых, - тулвинские башкиры и татары. Этническое самосознание этого народа характеризуется двойственностью: осознанием своей принадлежности как к татарскому, так и к башкирскому этносам.
История данного «феномена» начинается с периода активного заселения Прикамских земель. Башкиры - один из тюркских народов Поволжья и Приуралья - появились в Прикамье к ХIII-ХIV вв. Северное башкирское племя гайна расселилось в поречье реки Тулва. Ко времени появления в Прикамье это племя уже было этнически неоднородным, так как имело корни западных башкирских племен и булгар, ставших предками современных татар. На берегах Тулвы в его состав вошла и часть местного древнего угорского населения. По названию племени территорию Тулвы долгое время именовали Гайнинской волостью, а ее жителей - башкирами-гайнинцами. С конца ХVI века в Тулвинском поречье поселяются татары, удмурты, марийцы, чуваши. В результате активных межэтнических процессов все они вошли в состав единой этнокультурной общности - тулвинских башкир и татар.
|
|
|
Исполнители в деревне Елпачиха | По переписи 2002 г. в Бардымском районе Пермской области насчитывалось татар и башкир 25631 человек, башкирами записались 16606 (65%), а татарами 9025 (35%), 98% башкир отметили своим родным языком татарский. Свой особый диалект татары и башкиры считают татарским. В школах изучают татарский литературный язык. Среди учёных не умолкают споры - считать ли этот диалект гайнинским говором северо-западного диалекта башкирского языка или говором среднего диалекта татарского языка. Башкирский и татарский языки - родственные и относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Несмотря на все научные споры, жители Тулвинского поречья осознают свое единство и сохраняют свой уникальный диалект языка и самобытность материальной и духовной культуры.
Одним из самых ярких проявлений традиционной культуры башкир и татар Тулвинского поречья был и остается фольклор. Огромный пласт народного поэтического творчества составляют песни - җыр. Особенность песенного фольклора тулвинских татар и башкир, как и других тюркских народов, - циклы четырехстрочных песен-куплетов, объединенных мелодией-напевом. Порядок куплетов варьировался при каждом исполнении, создавая неповторимый «узор» народной песни. Начиная с колыбельных, песни сопровождали все события человеческой жизни. Большинство песенных текстов и напевов приурочено к семейным праздникам и обрядам: проводам в солдаты, свадьбе, гостеванию. Чрезвычайно богат песенный фольклор, сопровождавший праздничные гуляния и развлечения - плясовые, шуточные и игровые песни. Чаще всего они звучали весной, когда на больших полянах проводились кички уен - вечерние игры. Особое место в песенной поэзии занимают баиты (бәет) - сюжетные произведения лирико-эпического характера. Большинство баитов посвящено трагическим событиям, описанию гибели главного героя. Во время религиозных праздников исполняются менежеты (м?н???т) - тексты религиозного, исламского содержания на татарском языке.
Малые жанры фольклора представлены пословицами и поговорками, закличками, загадками, обрядовыми приговорами, приметами. До сих пор бытуют произведения детского и игрового фольклора: считалки, дразнилки, формулы-приговоры, произносимые по ситуации во время игры. Известна у тулвинских татар и башкир и традиция устной прозы: мифологические рассказы о сотворении мира, исламские народные легенды, былички и бывальщины, исторические и топонимические предания еще и сегодня активно бытуют в тулвинских деревнях.
Среди музыкальных инструментов наиболее древние - небольшие детские и пастушьи дудочки - курай, выполненные из полых стеблей зонтичных растений. Достаточно древним, обычно женским инструментом, считались деревянные и железные кубызы. Еще в начале ХХ в. ни одни деревенский праздник не обходился без сельских скрипачей. На скрипке (скрипкә) исполнялись плясовые, игровые, лирические и обрядовые мелодии. В настоящее время традиция народного исполнительства на скрипке, к сожалению, утрачена. Со второй половины ХIХ в. широко распространяются гармоники: тальянка и хромка, минорка и двухрядка, вятская, казанская, саратовская и касимовская, - вот далеко не полный перечень народных названий этого инструмента. И не случайно особенностью местной традиции игры на гармони было ансамблевое исполнение на разных ее видах. Относительная простота и в то же время яркость звука и звон колокольчиков сделал необычайно любимой и популярной «вятскую» гармонь. Гармонные наигрыши сопровождали песни гостевания, частушки такмак, пляски.
|
|
|
Братья гармонисты из деревни Тюндюк | Собранные в антологии тексты записаны от фольклорных ансамблей и исполнителей в деревнях Тулвинского поречья: Ишимово, Березники, Сараши, Танып, Тюндюк, Бичурино, Бардабашка, Сюзянь, Брюзли, Елпачиха, Конюково, Усть-Тунтор, Искирь Бардымского района Пермского края и дают возможность познакомиться с богатейшим наследием традиционной тюркской культуры Прикамья.
Александр Черных, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН Оставить отзыв о публикации Другие публикации автора: |