|
Андрей Белавин/ Альманах KAMWA |
Камский торговый путь
Кама - одна из великих рек Евразии, самый крупный приток Волги. Если говорить более точно, Верхняя Волга - это приток Великой Камы. Камской воды в среднем и нижнем течении Волги больше верхневолжской, поэтому, с точки зрения гидрогеологии, именно Кама впадает в Каспий, да и Камское русло древнее Верхневолжского. Арабские географы средневековья именно так и считали, по их мнению, Великий Итиль (Волга) берет свое начало в горах Урала, нижнее течении Камы именовалась Кара Итиль (Черная Волга), а её верхним течением считалась Ак Итиль (нынешняя Белая). Средняя и верхняя Кама именовались рекой Чулман или Чолман, это название можно переводить как «Струящаяся».
По берегам Чулмана в средневековье жили разные племена тюрок, угров, финнов. Тюрок особенно много было на Нижней Каме, где на рубеже IX-X веков складывается крупное феодальное государство Волжская Болгария или Булгария. Здесь располагались её основные городские центры, в том числе, и Биляр - столица этого государства, Великий город булгарский. Основную массу населения Средней и Верхней Камы - страны Вису или страны Чулыман - вплоть до XII в. составляли угры: предки древних венгров-мадьяр, те племена, потомками которые в более позднее время стали ханты и манси. Эти народы были известны на Востоке как булгарские эсегелы (т.н. Старые племена - Иски Эль) жившие в Прикамье задолго до появления здесь тюрок-булгар.
Прикамье богато разнообразными природными ресурсами. В глубокой древности особого внимания заслужили три вида этих богатств: меха пушных зверей, медь и поваренная соль. Множество пушного зверя было в лесах Предуралья, именно меха стали основным предметом торговли еще в I тысячелетии до н.э. Ими торговали камские ананьинские племена с сарматами и скифами, получая взамен оружие, украшения, конскую сбрую. Затем булгары взяли меховой торг в свои руки, именно это стало для булгар делом государственной важности. Меха было удобно транспортировать, они давали гигантскую прибыль. Поэтому уже в Х столетии Прикамье было интегрировано в состав Булгарии, население Прикамья стало платить харадж и джизью царю булгар, а разрешение на камскую торговлю давал лично царь Булгарии. Именно благодаря булгарам оформился Камский торговый путь - один из важнейших торговых путей средневековья, часть мировой системы Восточной торговли. В X в. ал-Мукаддаси составил список товаров, которые булгары привозят по Камскому пути: ": меха: собольи, беличьи, горностаевые, куньи, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры; воск, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, юфть, мед, орехи:>
В средневековье пушного зверя было достаточно много и на севере Восточной Европы, и на севере Азии, но именно пушной зверь Северного Предуралья и Зауралья был особенно привлекателен. Здесь было очень много куницы, белки, лис и бобров. Последние давали не только мех, но и «бобровую струю» - ценное вещество, служившее основой для средневековых восточных лекарств и благовоний. Здесь, в Предуралье и Зауралье, водился в изобилии особенно крупный соболь и множество горностаев. Мех соболя и горностая признавался самым красивым и дорогим, это были царственные меха. Недаром в более позднее время ясак на Руси считали именно в соболях. Мода на пушнину в восточных странах вызвала рост цен на этот вид товара, и меховая торговля к средневековью стала крайне выгодным делом. Так, по данным Ибн Баттуты (XIV в.), в охотничьих регионах Предуралья шкурку соболя можно было купить за 1-2 «зеленые» бусины стоимостью по 1 серебряному дирхему за каждую, а на рынке в Калькутте цена такой шкурки составляла 400 золотых динаров, т.е. разница в цене составляла 4 тысячи. Шкурка горностая, стоившая в Предуралье 6-8 дирхемов или бусин, продавалась на рынках Азии за 1000 золотых динаров. Судя по материалам поселений позднеломоватовского времени, в Прикамье складывается промысловый тип охоты на пушных животных, который и обеспечивал международную торговлю. Не случайно все авторы того времени уделяли вопросам меховой торговли болгар особое внимание. Можно даже считать, что булгары были своеобразными монополистами-меховщиками для стран Востока. Значительная роль Булгарии в меховой торговле Востока прослеживается вплоть до XIV столетия. Так, среди подарков золотоордынского хана Токтая правителю государства хулагуидов названы и соболи булгарские.
Территория Предуралья была хорошо известна авторам восточных географических трудов средневековья. Безусловно, в основе этих знаний была информация от болгарских торговцев. По представлению булгар, на севере находилось три области: область и народ Вису (Ису), за ней страна и народ Юра (Йура), а еще севернее - Страна Мрака, которую окружают море и непроходимые северные горы. Арабский географ-энциклопедист ал-Омари (1331г.) упоминает касабу - маленький городок по-персидски - Акикул (Аваколь, Афкулу) в 20 днях пути от Булгара на север, то есть в пределах страны Чулман (Джулыман), землю и город Чулман, расположенный севернее Афкулы, города Сибир, Ибыр. При этом Чулыман размещается примерно там же, где ранее находилась Вису.
Под влиянием болгар у предуральских угров также расцветает торговля. Жители Прикамья, известные по источникам как «купцы чулманские», это торговые посредники болгар в их связях с племенами Севера и Западной Сибири. Ал-Омари сообщает: «Купцы наших стран, говорил Номан, не забираются дальше города Булгара; купцы булгарские ездят до Чулымана, а купцы чулыманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера». Интересно, что при раскопках языческой части Рождественского могильника, Н.Б. Крыласовой было выявлено погребение такого «купца чулыманского». В погребении № 37 этого могильника обнаружена уникальная в Предуралье находка - трапециевидная серебряная подвеска, на лицевой стороне которой изображена тамга Владимира Святославовича, а с оборотной стороны - знак его современника, приемного сына и соправителя Олава Трюггвасона. По обоснованному мнению автора находки, подвеска является верительным купеческим знаком, «печатью для ношения», которые выдавались болгарским купцам в соответствии с торговым договором, заключенным в 1006 году болгарами и Владимиром Святым.
Еще одним важным и дорогим товаром, продававшимся буквально на вес серебра, была соль. Факты возникновения в Предуралье соледобычи задолго до появления здесь русского населения хорошо известны археологам. Впоследствии солеварение стало одной из важнейших отраслей экономики Верхнего Прикамья. Соль как один из товаров, поступающих из Волжской Болгарии, называют многие средневековые авторы.
Предметом торговли, в том числе и с болгарами, стал и цветной металл. В специальных литейных формах отливались чушки меди в виде вытянутых палочек или соединенных между собой плоских блинков. Такие формы и чушки найдены на многих памятниках (Анюшкар, Кудымкарское, Рождественское, Редикорское городище, Вакинское и Мартыновское селище и др.). Интересно, что анюшкарские формы-изложницы для слитков имеют прямые аналогии в Ладоге, на Рюриковом городище и в древнешведской Бирке. Они служили для производства сырьевых ювелирных слитков. Это отражает высокий уровень обмена, торговли и развитие процесса перемещения ремесленников-ювелиров на широком пространстве Восточной и Северной Европы.
Вхождение Предуралья в международную торговую систему привело к становлению в нашем крае новой системы управления, маркирующей начало формирования раннефеодальной социально-экономической системы. Главы родов тех территорий, которые были опорными в меховой и соляной добыче и торговле, стали представителями булгарской феодальной администрации. Они получали особые знаки в виде серебряных филигранных подвесок с изображением сокольничего и зверей, обозначающих подчиненные им фратрии или кланы. Фигура сокольничего, хорошо известная в европейской и восточной геральдике, обычно связывалась с обозначением княжеско-родовой власти. Таким образом болгары, включившие к XI в. земли Вису в состав своего государства, обеспечивали безопасность международной торговли в этих землях. Подобные знаки XI-XII вв. встречались и в могильниках вымской культуры на территории современной республики Коми в Северном Предуралье. С распространением международной торговли к XIII-XIV вв. в Зауралье и в Приобье там была налажена схожая система, о чем свидетельствует наличие подобных знаков среди найденных там древностей.
Бдительно оберегая свою торговую монополию на Камский путь, булгары распускали самые фантастические слухи о трудностях пути на Север и об ужасных нравах тамошних жителей. Жители этих мест питаются исключительно медом, мясом белок и соболей, а также по нескольку раз варят голые кости, так как тяжело с продовольствием. Севернее Вису на море Мраков якобы живут великаны из племени Яджуждж и Маджудж с головой «как самый большой котел», и, если кто увидит их, то сразу же умирает от ужаса. Разрешения на торговое плавание давал лишь царь. Но даже и при наличии разрешения купцы булгарские могли сами расправиться с нежелательным для них конкурентом. Известен рассказ Инбн Фадлана (Х в.) о неком «синдийском» (индийском) купце, который, хотя и добился разрешения торговать без посредников по речному пути, был убит компанией булгарских купцов. Пытался пробраться к народам Севера и магрибинский путешественник XIV в. Ибн Баттута, но его все же отговорили в Булгаре, при этом ссылались на трудности пути и невыгодность такой поездки. Таким образом, монополию северной торговли булгары охраняли очень ревностно, дело дошло даже до того, что северным жителям было запрещено являться в Болгарию. Так, судя по сообщениям ал-Гарнати (XII в.): «: жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них... то вода и воздух холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы».
Камский речной путь был основной дорогой, по которой булгарские и восточные купцы продвигались к Вису и иным народам Севера. На использование Камского (Чулманского) речного пути, по которому караваны поднимались против течения три месяца, имеются прямые указания в источниках (Фадлан, Йакута, Казвини). От Биляра до Рождественского городища на р. Обве было обнаружено большое количество булгарской керамики, булгарские гончарные горны, булгарское домонгольское мусульманское кладбище, множество булгарских и иных предметов, восточных монет. Там, вероятно, располагалась самая крупная торговая фактория булгар в странах Вису и Чулман - кассаба Афкула. Речной путь (Черемшан - Кама (Кара-Итиль, Чулман) - Обва) составлял около 1220 км. День пути (по данным Б. А. Рыбакова) - бархала-мархала - по реке вверх равнялся 20-30 км, вниз по течению 70-75 км. Таким образом, путь из столицы Болгарии в кассабу Афкула вверх по течению Камы занимал примерно 60 дней в движении и 25 дневок через каждые 2-3 дня пути, всего - 3 месяца. Путь вниз занимал 20 дней (указание на такое расстояние находим у ал-Марвази - XII в. и у Ауфи - XIII в.) - 15 дней пути с 5 дневками через каждые 3 дня движения.
Достаточно точные данные об особенностях пути в «страну Чулыманскую» свидетельствуют о вековой выверенности Камского торгового пути. Он был так же хорошо известен, маркирован и часто посещаем, как и Булгар-Киевский торговый путь, соединявший столицы Древней Руси и Волжской Булгарии. Кассаба Афкула, судя по сообщениям источников, была столицей страны Чулыман (Джулыман). Сюда неоднократно приезжали булгарские астрономы - было необходимо рассчитывать время мусульманских молитв в разные сезоны.
Не менее важным пунктом на Камском торговом пути был город Чулыман. Скорее всего, его можно локализовать на месте современного археологического памятника - городища Анюшкар в Ильинском районе. Здесь, как и на Рождественском городище, собрано много булгарской посуды и других иноземных вещей. Изучено булгарское мусульманское кладбище. Наличие булгарских гончарных горнов, как и на Рождественском городище, указывает на проживание здесь булгарских ремесленников. Кроме пути по воде в страну Вису (Чулыман) вел и сухопутный караванный путь. О последнем свидетельствуют кости верблюда, найденные на Анюшкаре.
Страны Вису, Чулыман и Йура восточные купцы посещали не только в теплое время года. Б.Н. Заходер в «Каспийском своде» приводит такие сведения: «Булгары везут в страну Вису и Йура товары на санях, которые тащат собаки по сугробам снега, а сами люди передвигаются на лыжах». Описание лыж приводит Абу Хамид ал Гарнати. Костяные детали собачьих упряжек найдены в раскопках Анюшкара, Рождественского, Соломатовского городищ и на других памятниках Уральского Прикамья. На них же найдены и детали оленьей упряжи. Лучшая зимняя дорога в лесной полосе - замерзшая река. Камский торговый путь, таким образом, функционировал круглогодично.
Если пытаться проследить развитие Камского торгового пути во времени, то мы увидим, что функционировал он почти два тысячелетия. Начало его становления приходится на ранний железный век. В эпоху расцвета ананьинской культуры (общности) был налажен обмен с соседями - сарматскими ираноязычными племенами, жившими на Южном Урале, а через них - со скифами. Через скифов в Предуралье потекли вавилонские бусы, египетские бронзовые изделия, кавказские и скифские украшения и оружие. Ананьинцы стали в массовом порядке добывать меха пушных зверей в предуральских лесах, возможно, был еще какой-то иной эквивалент обмена.
В период Великого переселения народов этническая карта Предуралья претерпела значительные изменения, исчезли сарматы, их место заняли тюрки, из-за миграций из Зауралья на западных склонах Урала стали преобладать угры. Сложился новый мир - Великая уральская Венгрия, легендарная Magna Hungaria - огромная уральская угорская ойкумена по обе стороны хребта. У угров, во многом под влиянием бывших ираноязычных соседей, сложились совершенно особые жизненные правила, религиозные представления и культовая обрядность. Пояса женщин и мужчин стали украшать наборы из металлических (бронзовых и серебряных) накладок, пряжек и наконечников. Косы женщин и богатырей-мужчин украшадись шумящими подвесками, к поясам привешивались металлические, чаще серебряные, ритуальные ножны. Божественным металлом стало считаться серебро, каждый угорский род и каждое племя собирали на своих святилищах серебряные предметы, служившие во время культовых обрядов для связей с богами и мифическими героями. Религиозные обряды требовали наличия на святилищах серебряных дисков, тарелок или чаш. На них должен был стоять конь бога или небесного героя - он просто не мог стоять на земле. Серебро поставлялось из древнего Ирана, а позже из арабского халифата. Там мода на северную пушнину не угасла, напротив, она все набрала силу. Так в пермские и приобские леса потекли реки изделий из серебра с востока и юга. Остатки их дошли до нас в виде находок парадной серебряной посуды, сделанной в Сасанидском Иране, Средней Азии, в Византии, а также в виде многочисленных монет: драхм, динариев, дирхемов, большая часть которых использовалось как сырье для изготовления необходимых в ритуалах серебряных предметов.
Дирхем
Расцвет Камского торгового пути пришелся на X-XIII века, когда управление этой торговой системой взяла на себя Волжская Булгария. В XIV столетии активность на Камском торговом пути стала затухать. Связано это было с перемещением основных центров на юг, в Нижнее Поволжье, где строятся степные Ордынские города. В силу этого, а так же по причине эпидемии чумы 1346-1350-х гг. (Предуралье - Северное и Пермское - было задето чумой, распространявшейся вдоль торговых путей и поразившей дважды, в 1352 и 1363г., европейский северо-восток) во второй половине XIV в. исчезают булгарские торговые фактории, сворачивается торговая активность местных купцов. Основные торговые пути переносятся в Прииртышье и в Приобье - за Урал. Кроме того, в XII-XIII столетиях Пермское Предуралье активно заселяется пермскими финнами - предками коми и удмуртов, которых вытесняет с Европейского северо-востока древнерусская колонизация. Угорская ойкумена интенсивно сокращается. Угры частью переселяются в Булгарию, частью уходят в Приобье, частью просто вымирают. Еще раньше Предуралье покидают мадьяры, нашедшие свою новую родину на Дунае. К XV столетию древний Камский путь умирает, уступив место северным трансуральским путям, пробитым русскими. Лишь в XVII столетии Камский торговый путь обретает второе рождение, но уже как главный путь для караванов с пермской солью, а позже - и с уральским железом.Оставить отзыв о публикации |