|
Александр Черных Аннотация к CD |
Антология марийского фольклораМарийцы - один из народов финно-угорской группы уральской языковой семьи. Этническая территория, родина марийцев - Среднее Поволжье. Именно на волжских землях происходило формирование марийского народа, где и сейчас проживает основная часть марийцев: в Республике Марий Эл, на территориях других республик, областей и краев Поволжья и Приуралья. По переписи населения 2002 г. в России проживало 604,8 тыс. марийцев, в том числе в Пермском крае - 5,6 тыс. человек.
Основу марийского населения Прикамья составляют потомки тех, кто давно освоил уральские земли. Предки марийцев расселились по р. Сылва, и основали деревни Тебеняки, Васькино, Иванково, Красный Луг, Сызганка, Каменка, Тукманы, расположенные в Суксунском районе Пермского края. Прикамских марийцев поэтому принято называть сылвенскими - по месту расселения. Среди марийцев до сих пор можно услышать предание, рассказывающее о появлении их предков на пермских землях: «Вытесняли марийцев, все и разъехались вниз по Волге, здесь осели. Давно пришли, несколько веков. Первые пришли три брата: Тебенек, Иван и Васька. Они вышли на вершину горы, перед ними были леса и луга, текла Сылва, здесь они и решили поселиться. Решили бросить жребий - пустить стрелы, куда упала чья стрела, там и основали деревни: Тебеняки, Васькино и Иванково. И сейчас с горы у села Тис можно увидеть все эти деревни».
Вторая половина ХVI в. - время активной миграции марийцев из Среднего Поволжья на восток, в том числе в Прикамье. В писцовых книгах 1623-1624 гг. уже записано «4 юрта марийских» в Сылвенско-Иренском поречье. Через пятьдесят лет здесь уже насчитывалось 100 марийских юрт. Это переселенческое движение на Урал заканчивается к середине ХVIII в.
Разными были причины, вызвавшие переселение марийцев на восток. Среди них немалое значение имело и стремление сберечь свою традиционную культуру, древнюю религию предков. Марийцы Прикамья избежали христианизации и исламизации и до настоящего времени сохраняют традиционные верования, считаются «язычниками». В современной культуре марийцев Прикамья «живут» многие древние черты: самобытный диалект языка, традиционные праздники, обряды, религиозно-мифологические представления, богатейшее фольклорное наследие. Яркий пример этого - традиционный костюм марийцев Прикамья, до сегодняшнего дня сохранивший богатую орнаментацию, архаичные мотивы вышивки и узорного ткачества. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Традиция изготовления народного костюма и сегодня жива в марийских деревнях, в каждой семье народный костюм - обязательный элемент приданого дочери.
Фольклор сылвенских марийцев - уникальный образец бережного сохранения векового «нематериального» наследия, традиционной духовной культуры предков, отличающийся богатством архаичных черт и разнообразия жанров! Прозаический фольклор марийцев включает исторические и топонимические предания, мифологические рассказы, сказки и легенды, малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки), детский фольклор. Мифологические рассказы посвящены духам природы и построек, божествам традиционного пантеона, взаимодействию человека и сил природы. С древними религиозно-мифологическими представлениями и обрядовой практикой связаны марийские молитвы-прошения к божествам, которые исполнялись во время молений и жертвоприношений. В самобытном и многогранном поэтическом творчестве марийцев особо выделяются обрядовые мелодии муро, исполнение которых чаще всего приурочивалось к семейным обрядам. Особенность марийского фольклора, как и других народов Поволжья и Приуралья - бытование особого, характерного для каждой обрядовой ситуации, напева, который объединяет циклы четырехстрочных куплетов. Напев Сÿан муро сопровождал свадьбу, Некрт муро, Солдатка ужатымаш муро - проводы в солдаты, Колшо сем муро звучал во время похорон и поминальных обрядов, Уна муро сопровождал гостевание родственников. Богат и по-своему уникален лирический фольклор марийцев Прикамья. Марийские напевы в большинстве своем имеют протяжную интонацию, более ритмичны плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке были близки русской частушке и стали активно распространяться с конца ХIХ в. Самобытно и архаично инструментальное музыкальное наследие марийцев. Сылвенские марийцы долгое время сохраняли древние музыкальные инструменты - волынку шÿвыр, барабан тÿмыр - и традицию игры на них. Подобные инструменты не встречаются у других народов Пермского Прикамья. Инструментальная музыка марийцев была тесным образом связана с песенным и танцевальным творчеством. Под волынку и барабан исполнялись песни и плясовые наигрыши на свадьбах и при проводах рекрутов. Музыканты считались самыми дорогими гостями на деревенских праздниках. К сожалению, сегодня в Прикамье нет мастеров игры на этих инструментах. С начала ХХ века древние музыкальные инструменты постепенно вытесняются гармонью, которая и в настоящее время продолжает играть значимую роль в праздничной культуре марийцев Прикамья.
Собранные в антологии тексты записаны от фольклорных ансамблей и исполнителей из марийских деревень Васькино, Иванково, Красный луг, Сызганка, Тебеняки Суксунского района Пермского края и дают возможность познакомиться с богатейшим наследием древнего народа Прикамья.
А.В.Черных, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Пермского филиала Института истории и археологии УрОРАН, доцент ПГУ, ПГПУ Оставить отзыв о публикации Другие публикации автора: |