ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
Cредневековое искусство металопластики, получившее название пермский звериный стиль, в культурном наследии Прикамья играет особую роль. Высокая художественная ценность и самобытность этого явления признаны во всем мире. И вместе с тем это один из самых таинственных памятников древнего искусства уральских народов. Когда и кем были изготовлены эти предметы, что означали, для чего предназначались - на эти вопросы в современном научном мире нет однозначных ответов.
Необычны сами условия нахождения предметов пермского звериного стиля. Большинство из них найдены не в ходе археологических раскопок, а в виде одиночных, случайных находок или в качестве так называемых кладов. Местное население Прикамья, в основном крестьяне, находили предметы культового литья, копая огород, распахивая поле или во время весенних паводков. Отношение к находкам было неоднозначным: они вызывали страх, особенно если это были антропоморфные изображения, от них стремились поскорее избавиться, бросить в реку, переплавить. Найденные предметы культового литья местное население связывало с легендами о загадочно исчезнувшем народе Чудь и называло их «чудскими богами». Это же название заимствовали первые коллекционеры и исследователи пермского звериного стиля (конец ХIХ - начало ХХ вв.), но при этом они пробовали ввести и свои названия: «изображения чудских богов», «идолы», «металлические изображения людей и животных», «бляхи», «изображения баснословных животных», «чудскiе образки», «шаманские древности».
Что касается непосредственно термина «пермский звериный стиль», то впервые в своих работах его использовал А.В. Шмидт в 20-ых гг. XX в., и активно он стал употребляться со второй половины XX в.
Одну из первых попыток разобраться в смысле и значении загадочных металлических изображений предпринял Ф.А. Теплоухов, главный лесничий Пермского нераздельного имения Строгановых, ученный-ботаник, археолог и этнограф. В работе «Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных» (1893г.) автор выявил пять групп изображений пермского звериного стиля: изображения реальных животных и птиц, которые использовались только в качестве украшений; изображения баснословных животных; изображения птицевидных идолов; идолы в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.
К 1902 г. относится подготовленная А.А. Спицыным и Ф.А. Теплоуховым книга «Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых», в которой дается описание одной из самых обширных коллекций пермского звериного стиля. В работе «Шаманские изображения» (1906 г.) А.А. Спицын собрал весь имеющийся материал по коллекциям пермского звериного стиля, все предметы в книге даны в описании и в иллюстрациях.
А.А. Спицын выделил три периода в истории пермского звериного стиля:
1. III - VI вв. - появление основных групп изображений: человеческие фигуры с головами лося, антропоморфные изображения и личины, птицевидные изображения, изображения ящера, медведя, коня, рыбы, астральные символы.
2. VIII - IX вв. - время расцвета шаманских изображений, золотой век чудских образков.
3. X - XIV вв. - изображения более позднего времени, где сохраняются лишь основные темы шаманских изображений. Техника исполнения упрощается, находки становятся единичными.
Обращение к теме шаманизма неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами исследователи связывают часть предметов пермского звериного стиля. Они входили в состав костюма шамана, а также могли служить своеобразной жертвой богам. Поэтому их находили не на местах средневековых поселений, а на святилищах, культовых местах, в кладах.
Что собой представляют образы пермского звериного стиля? Их семантическая (смысловая) интерпретация является одной из самых сложных проблем изучения. Очевидно, что многообразие сюжетов и образов отражает систему представлений наших далеких предков об устройстве мира и месте человека в нем. Одним из самых известных персонажей пермского звериного стиля является медведь, чаще всего в «жертвенной позе». Не менее ярким образом является парящая в полете птица. Изображение птицы, уносящей на своей груди человека, может символизировать душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.
Самым загадочным персонажем пермского звериного стиля является «человеколось на ящере». В мифах многих древних народов миропостроение трехъярусное, и ярусы связаны между собой мировым древом, горой, лестницей, ведущей с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космогоническую схему, где нижний, подземный, мир представлен фантастическим ящером, а верхний мир - небесный свод - олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен героями, в образе которых сочетаются признаки и человека, и животного, и птицы. Это сложное существо - сульдэ, уникальный собирательный образ. Его странствиям посвящена также большая часть сюжетов в известных нам изображениях.
Удивительным в истории пермского звериного стиля является и внезапное исчезновение практики его изготовления и использования у местного населения.
В настоящее время коллекции пермского звериного стиля находятся в Государственном Историческом музее (Москва), в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), в Национальном музее Финляндии, но основная коллекция хранится в музеях Перми и Пермского края. И у нас есть поистине счастливая возможность прикоснуться к этому удивительному и прекрасному миру.
Оксана Игнатьева, к.и.н.,зав.кафедрой культурологи ПГПУ
Совместный проект КАМВЫ и Пермского краевого музея.
Фотографии сделаны во время фотосессии экспонатов из собрания музея в ноябре 2008г. Фото Виктор Мельник Оставить отзыв о публикации Другие публикации автора: |