КАМВА Этнофутуристический фестиваль
Фестиваль  |  Новости  |  Публикации  |  Фото  |  Галереи  |  Музыка  |  Отзывы  |  Об организации  |  Проекты  |  Ссылки
www.kamwa.ru / Публикации
 
ПубликацииАВТОРЫ 
30.12.2010
  Катерина Гашева
АКЦИЯ-ПРОВОКАЦИЯ
АКЦИЯ-ПРОВОКАЦИЯ:
современный герой, уличная романтика, беседа, в которой больше вопросов, чем ответов
Часть Первая. Описательная. АКЦИЯ
Сочетание «Город + человек» дает очень разные результаты. Это размышление будет посвящено результату «= уличный художник».

Потирая руки, начинаем поиск современного героя. Кажется, вот он. Все геройские признаки имеются:

  1. Трудно найти.
  2. Многие о нем знают, но не все видели.
  3. Подобно  Zorro, он оставляет после себя знаки, «следы».
  4. Не может жить без своего любимого дела.
  5. Стремится найти свой путь.
  6. Прост и героически забавен.

«Ну вот! У меня же нет ни одних чистых штанов. Все вещи в краске».

Все друзья называют его Moff. По паспорту Слава.

Он улыбается. Искренне, широко.

Он никогда не сидит на месте. Не любит болтать попусту.

Он не любит дни без рисования.

Он создает свой фантастический мир.

Он - художник.

Вытащить Moffa на разговор не так-то просто. Пришлось на время погрузиться в среду граффити и стрит арта (о терминологии позже).

По всем законам жанра найти его лицо в мировой паутине (которая, поговаривают, знает всё и про всех) нелегко. Принято в среде стрит арта и граффити скрывать свою личность (правильнее будет сказать, лицо и паспортные данные). Своеобразная мифология со своей системой ценностей, ориентиров, лексикой, правилами, масками и табу.

Поймать его удалось только на рабочем месте - на переходе Старцева-Ива, где на опоре моста силами Moffa, его команды Street-Art Studio  и приглашенных райтеров из Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Нижнего Новгорода, шла подготовка «самого большого граффити в России» - около 500 кв.м. (Телевизор об этом уже сказал, все СМИ отметились, в ЖЖ обсудили).

Широкую огласку этому событию почему-то придала не художественная ценность полотна, не многодневный труд и харизма райтеров, а участие в проекте властьимущих. У современных райтеров есть следующие обозначения:  заказ, коммерция и творчество, искусство. К заказам они относятся так же, как певцы к корпоративам: «Это нам для поддержания штанов».

Поэтому устремимся в другую сферу, свободную от коммерции, в сферу самовыражения.

К тому же мы, кажется, забыли о самом важном для любого героя пункте: «Делать мир лучше».

В каком-то смысле, наш герой занят именно этим важным делом. Серый город, серые здания, серость в мыслях и настроениях вдруг разбавляется яркими, насыщенными цветами, новыми формами, выдуманными персонажами и фантастическими мирами. Творческая позиция Moffa проста: «Баллончик - мой инструмент познания мира. Надо просто жить и радоваться жизни».

Наверное, многим до сих пор непонятно, кто такой Moff. Тогда следующая информация: благодаря его трудам (в том числе) в Перми появился нашумевший портрет Есенина. Сам Слава радуется только полученному опыту и размеру этого полотна. «В этом рисунке талант и креативность выражены меньше всего», - пишет он в своем ЖЖ. Продолжаем говорить о его личном творчестве.

А тебе не страшно, что тебя не поймут? Твой мир?

А почему мне должно быть страшно?

Насколько ты ориентирован на зрителя, когда ты что-то делаешь?

Ни насколько. Я же ни для кого-то делаю:

Тебя вообще кто-нибудь оценивает?

Команда моя. Самая важная для меня критика - либо от моей команды, либо от других рисующих, чье мнение для меня значимо.

Из названия команды Moffa «Street Art Studio» пытаемся вычислить суть.

Чем отличается стрит арт от граффити?

Граффити - это часть стрит арта и стрит арт - часть граффити. Это два имени одного и того же человека.

Правда ли, что в стрит арте должна быть заложена важная тема?

 Нет, вообще не обязательно. Если её нет, то это еще более подталкивает на мысли, чем если она есть. Не обязательно указывать на какую-то идею, можно просто направить тихонечко на размышления.

Так интерес к явлению пересилил интерес к личности. Это явилось поворотным моментом в работе над материалом.

Для того, чтобы говорить на одном языке, обратимся к терминологии. Различные «подписи» и непонятные буквы на домах - это теги.

Разноцветные рисунки на различных поверхностях - это граффити.

Всё это мы видели.

А вот термин «стрит арт» для нас всего лишь на слуху. Дословный перевод «уличное искусство». Обращаемся к накопленному человеческому опыту. Читаем: «Стрит арт в отличие от граффити более интеллектуален и сложен для восприятия, мировой стрит арт сейчас воспринимается не как антикультурное и хулиганское действие, а как особый вид искусства. Уличный художник, рисующий в стиле street art, это отнюдь не хулиган, а творец, стремящийся обратить внимание всех на многие социальные проблемы. В первую очередь стрит арт это борьба с обывательским безразличием, городской серостью и унынием урбанистических пейзажей».

Наш герой с унынием урбанистических пейзажей справляется без труда.

Но мысль идет дальше: «А острые углы кого-нибудь интересуют? Есть кто-нибудь, кто  хочет не просто раскрасить мир, а нажать на его болевые точки?»

И вот уже смотришь на хохлому в центре города, и все вопросы сами собой отпадают.

Часть вторая. Дискуссионная. ПРОВОКАЦИЯ

Разочарование настигло, когда вдруг стало ясно, что искали мы несколько другую уличную романтику: свободную (точнее, свободолюбивую); вопреки, а не благодаря; спорную, а не однозначную.

Или мы, простые люди, думаем так по инерции, и никакой уличной романтики, мифологии «движения» нет?

Так ведь часто бывает: узнал о каком-то явлении, ноги которого, к тому же, растут с запада; у нас оно, само собой, появилось не так давно, существует в каких-то базовых формах, а изначального смысла уже давно не имеет. И ты по привычке (или же по наивности) продолжаешь искать в явлении ту самую суть.

Наш пермский стрит арт (странное сочетание слов), к сожалению, становится легальным, официальным. Базовая составляющая мифологии - протест, выражение своей открытой позиции, обращение внимания людей на острые проблемы современности - перестает быть значимой. А когда нет основного, можно ли говорить о наличии явления вообще?

Изменить мир для стрит арта - реальность или утопия? Возможно, вообще утопично требовать от искусства таких вершин. Ведь, к примеру, «Утро в сосновом бору» к политике или «призывам к лучшей жизни» не имеет никакого отношения. Но мы говорим об уличных художниках, изменяющих городское пространство, как правило, в тайне; о людях, которые находятся в андеграунде, в подполье, сохраняют свою анонимность, а, следовательно, мы ждем от них «акций-провокаций». Новых Робин Гудов хочется. Сама мифология «движения» подразумевает это (имя одного из самых известных Робин Гудов от стрит арта называть не станем, PR ему итак не нужен, в анналы современного искусства он уже попал).

Как бы в подтверждение грустных выводов - в глаза бросается следующее высказывание, которое датируется 2009 годом:

Существование уличного искусства, как и любой другой субкультуры в России весьма сомнительно. Культура, утратившая большую часть традиций, принципиально не может воспитать полноценную субкультуру (igor_ponosov. "Russian street-art is dead",/ Web: www.visualartifacts.ru / ).

Вот так от поиска современного героя в пермском городском пространстве, мы перешли к поиску явления вообще.

Может, просто всё дело в терминологии? Назвать это не измученным определением «стрит арт», а другим словом, и всем станет легче? Уличным художникам это позволит быть просто уличными художниками, а зрителям позволит не мучить свое сознание в поисках смыслов, а просто смотреть.

Да и вообще, что это мы тут рассуждаем:Большинство, видя граффити или стрит арт у нас (разница есть, но кому до неё дело) скажет: «Не портите дома, их ведь строили не для этого».

Оставить отзыв о публикации

Другие публикации автора:

Варвара Кальпиди
Артур Артеев
Александр Доминяк
Александр Черных
Андрей Белавин/ Альманах KAMWA
Андрей Переделкин
Вероника Даль
Катерина Гашева
Константин Капп
Лена Антонова
Людмила Лискова/Альманах KAMWA
Мария Орлова
Наталья Суркова
Надежда Мерзлякова
Оксана Игнатьева
Оксана Игнатьева, Анна Панина
СМИ о фестивале КАМВА - 2007
СМИ о фестивале KAMWA - 2008
СМИ о фестивале KAMWA - 2009
Тина Каррель
Елена Бутрова/ Альманах KAMWA
Елена Оятева
Елена Чернова




Copyright © Этнофутуристический фестиваль «Камва»
Электронная почта: