КАМВА Этнофутуристический фестиваль
Фестиваль  |  Новости  |  Публикации  |  Фото  |  Галереи  |  Музыка  |  Отзывы  |  Об организации  |  Проекты  |  Ссылки
www.kamwa.ru / Публикации
 
ПубликацииАВТОРЫ 
30.12.2010
  Константин Капп журнал ДРУГАЯ ПЕРМЬ, ноябрь 2010
Пермь хтоническая
Идя по городу и погрузившись в городскую суету, в размышления о жизни, не  успеваешь задумываться о том, что помимо асфальта под ногами, чуть ниже есть еще и другая Пермь - Пермь хтоническая.

Но есть группа людей, как раз изучающая подземные коммуникации  и сооружения, которых можно назвать спелестологами.  В отличие от диггеров, спелестологи подробно изучают объект,  не ходя туда для развлечения. А «можно назвать», потому что не кто из них не является дипломированным специалистом в археологии. Поэтому они любят называть любителями, то есть диггерами.

В Перми есть команда из пяти человек, возглавляемая Николаем Субботиным. Так же он является директором Интернет - портала RUFORS (русская уфологическая исследовательская станция), на котором можно полюбоваться материалами о подземном и внеземном мире. Одним из объектов изучения является ход от черного рынка до Камы. Лаз в него находится за Сквером Уральских добровольцев, на улице Куйбышева и между Петропавловской и Орджоникидзе.

Туда я и решил направиться в один из промозглых и дождливых вечеров, которыми сейчас изобилует осень. Встретился с одним из городских спелестологов Михаилом Морозовым. Я предполагал, что в связи со своим хобби, он окажется замкнутым, как подземный ход, и человеком не от мира сего. Но мои ожидания не были оправданы, он из таких людей, о которых можно сказать - душа компании. Быстро нашли общие темы для разговора и, болтая о своем, незаметно дошли до места назначения.  Проход в подземный мир оказался настолько узким, что даже со своей стройной фигурой, мне удалось залезть только с четвертого раза. То таз застрянет, то плечи не походят. И все же извернувшись, мне удалось попасть в гости к Гее. Но встретила она меня не с распростертыми объятиями. А именно, я попал в гору мусора. И мусор тот был не из XIX  века, а вполне современные бытовые отходы: пустые пивные бутылки, различного рода упаковки и даже футбольный мяч. И вообще это было небольшое помещение, размером примерно два на четыре метра. На стене, возраст которой около двух веков, красуется надпись «Казахстан». Уже на поверхности Михаил рассказал мне, что такое архитектурное варварство характерно не только для этого места. А некоторые объекты и вовсе заливают бетоном или переделывают под нужды современного общества.

И все же есть ли новые мифы в пермских подземельях? Такой вопрос я и задал пермскому спелестологу. На что получил увертливый ответ:

- Если хочешь мифы, то вот один из них. В заброшенном пивоваренном заводе, что на Сибирской улице, в подвале живет приведение. Я раньше водил туда скептиков, и после пребывания они  прощались со своим скепсисом. Приведение стучит и издает потусторонние звуки.

Как-то на месте этого здания хотели построить очередной торговый центр, но строительство прекратилось. Я думаю, как раз по причине потусторонних сил.

И все же есть ли Пермь хтоническая? Из-за недостатка эмпирических доказательств, я обратился к главному диггеру Николаю Субботину:

- Вот я заступил на объект, думал, что на меня произведет влияние мистика, но ничего подобного не произошло. Возможно, это уже из-за воздействия мусора внешнего мира. Но есть ли в Перми такой объект, который содержит нечто сокровенное?

- Конечно, такие объекты остались. В центре города хтонику искать бесполезно, потому что все объекты перерезаны водопроводами, кабель - каналами. В центре остались объекты по десять, по пятнадцать, иногда по двадцать метров. Поэтому на интересные объекты, в которых можно почувствовать влияние старины и памяти наших предков,  надо смотреть в районе Егошихинского кладбища. По тем данным, что мы собрали, в районе этого кладбища находится до сих пор система ходов, которые строились еще в те времена, когда Пермь была основана. Буквально несколько недель назад мы нашли свидетеля, который по одному из таких старых, может быть, церковных, может, языческих ходов, ходил еще лет двенадцать назад. Тогда еще были руины Успенкенской церкви и через пещерный храм, который находится слева от здания, можно было пройти, и под самим кладбищем, и войти в несколько склепов. Сейчас с этим сложно: для того, чтобы попасть в эти ходы, надо получать разрешение у епархии. Пока это, к сожалению, не получается.

Еще больше хтоники можно словить в Мотовилихе. Там остались еще медные шахты, которым по двести, двести пятьдесят лет. И с ними много связано легенд, в частности, легенда о банде Лбова. Это знаменитый разбойник, который много хулиганил в начале XX века и во время революции. Он как раз из тех людей, которые участвовали в расстреле Романова. И вот в этих шахтах он устроил свою базу, так сказать, пещеру Али-Бабы. И там как раз можно почувствовать древний дух.

Но самые яркие впечатления можно ощутить в районе Гляденовского костища, это древний археологический памятник Пермского края. Там находится один интересный религиозный объект - пещера святого старца. Но многие историки сомневаются, что это была пещера. По некоторым данным, система ходов, которая сейчас осталась, принадлежит древним цивилизациям, то есть это возможно даже были древние Чудские рудники. Если действительно хочется окунуться в старину, то надо ехать в район Гляденовского костища и попробовать пройти по этой древней пещере. Но это проблематично, потому что там подзасыпано, надо достаточно аккуратно туда залазить. Но для того, чтобы в мир истории попасть, нужно ехать именно туда.

 - А Вы испытывали мистическое влияние непосредственно под землей?

- Как правило, все мистическое влияние человек ощущает, когда он настраивает себя на встречу с чудом. Мы стараемся ко всему научно подходить. Сначала изучаешь объект как ученый, а потом уже начинаешь мистику привлекать.

Есть, возможно, страх, но это когда приходишь на неизвестный объект. Как говорится, не боятся только дураки или мертвые. Если человек не готов к встрече с чем-то непонятным,  конечно, он может нарисовать себе абстрактные картины.

- То есть Вы достаточно скептично относитесь к неизведанному миру?

- Я не скептично отношусь. Когда занимаешься такими объектами без определенного уровня скепсиса, то можно здоровье потерять. Скепсис, скажем так, это защита от непознанного. Это даже не скепсис, а здравый смысл. Когда приходишь на объект и начинаешь его с пониманием изучать, в том числе и мистику, тогда можно действительно что-нибудь интересное найти.

- Хорошо. Тогда напоследок расскажите какой-нибудь подземный миф.

- У каждого города есть свои мифы, как правило, у диггеров самые интересные. Еще с середины семидесятых годов, когда диггерство начинало создаваться, очень часто диггеры рассказывали о встрече с какой-то бесхвостой белой крысой. Такое мифическое существо, которое длительное время живет под землей, полностью потеряло пигментацию и почему-то потеряло хвост.  О ней рассказывали ребята, с которыми я лет десять назад общался. Они с ней встречались в древних шахтных выработках. Может это даже связанно с языческой мистикой. Но наша команда, к счастью или несчастью, с ней не встречались.

Пермь хтоническая конечно есть, но она для небольшого круга лиц. Круга лиц, которые подробно изучают подземелья. Посторонним лицам, таким как я, она никогда не откроет свои тайны воочию.

Оставить отзыв о публикации

Варвара Кальпиди
Артур Артеев
Александр Доминяк
Александр Черных
Андрей Белавин/ Альманах KAMWA
Андрей Переделкин
Вероника Даль
Катерина Гашева
Константин Капп
Лена Антонова
Людмила Лискова/Альманах KAMWA
Мария Орлова
Наталья Суркова
Надежда Мерзлякова
Оксана Игнатьева
Оксана Игнатьева, Анна Панина
СМИ о фестивале КАМВА - 2007
СМИ о фестивале KAMWA - 2008
СМИ о фестивале KAMWA - 2009
Тина Каррель
Елена Бутрова/ Альманах KAMWA
Елена Оятева
Елена Чернова




Copyright © Этнофутуристический фестиваль «Камва»
Электронная почта: