КАМВА Этнофутуристический фестиваль
Фестиваль  |  Новости  |  Публикации  |  Фото  |  Галереи  |  Музыка  |  Отзывы  |  Об организации  |  Проекты  |  Ссылки
www.kamwa.ru / Публикации
 
ПубликацииАВТОРЫ 
19.12.2007
  Александр Черных
Антология удмуртского фольклора
Удмурты - один из народов большой финно-угорской «семьи», «родственники» венгров, финнов, эстонцев, коми-пермяков, марийцев и др. Родина и основная территория проживания удмуртов - Приуралье: бÓльшая часть живет в Республике Удмуртия, компактные группы сформировались и в других регионах, в том числе и в Пермском крае. По переписи 2002 г., в Российской Федерации проживают 636,9 тыс. удмуртов, в Пермской области - 26,3 тысячи.

Появление удмуртов в Прикамье приходится на конец ХVI в. Переселенцы обосновались в верховьях р.Буй (юг Пермского края, Куединский район). Первые удмуртские деревни в Прикамье упоминаются в 1673 г. Потомки удмуртов-переселенцев и в настоящее время живут в поречье р. Буй, в деревнях Кипчак, Союз, Большой, Малый и Верхний Гондырь, Вильгурт, Барабан, Кирга, Гожан и Удмурт-Шагирт Куединского района Пермского края и составляют особую этническую группу - куединских, или буйских, удмуртов, самобытную и во многом уникальную. Численность их в 2002 г. составила 5571 человек. Главной причиной того, что в ХVI в. удмуртские семьи покидали обжитые места на юге современной Удмуртии и уходили на соседние территории, было стремление избежать насильственной христианизации и сохранить свои традиционные верования, культуру предков. Оказавшись в отрыве от основной части этноса более чем на 400 лет, в инокультурном окружении, буйские удмурты, тем не менее, остались верны своим традициям. Один из немногих народов, избежавших христианизации и исламизации, буйские удмурты до настоящего времени сохраняют древние религиозно-мифологические представления (язычество). Многие характерные черты их традиционной культуры можно назвать архаичными и даже реликтовыми. При этом буйские удмурты не были замкнуты - их этнокультурное развитие шло во взаимодействии с культурами соседних народов - татар, башкир, русских, марийцев.

Уникальный сплав из бережно сохраненных, вековых форм собственного наследия и воспринятого на «новой родине» опыта соседних народов, обусловил богатство  и определил многогранность фольклора буйских удмуртов - наиболее яркого из сохранившихся до наших дней явлений традиционной культуры. Легенды и предания, сказки и  заговоры, пословицы и поговорки, лирические песни, поминальные и свадебные напевы, шуточные и плясовые - в них жизнь и история целого народа, судьба каждого человека от рождения до смерти:

Из прозаических жанров фольклора буйских удмуртов наиболее интересны и многочисленны мифологические рассказы, посвященные духам природы и построек. Легенды и предания повествуют о явлениях природы, взаимодействии человека и высших сил, о божествах традиционного пантеона удмуртов. С древними религиозно-мифологическими представлениями и обрядовой практикой связаны удмуртские молитвы-прошения куриськон к божествам, которые исполнялись жрецами во время молений и жертвоприношений. Сказочная традиция представлена в основном сказками-новеллами, своеобразными притчами. Известен целый цикл сказок, главным героем в котором становится простоватый, но сметливый и хитрый Алдар агай. Большим разнообразием отличаются и малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки.

Основную часть песенного фольклора составляют напевы гÿй, приуроченные к различным обрядам семейного цикла: проводам в солдаты - солдат келян гÿй, свадьбе  - сюан гÿй, гостеванию  - куно / кыно гÿй, похоронно-поминальной обрядности  - келян гÿй. Текст напева, как правило,  - это  цикл четырехстрочных строф. Мелодии обрядовых напевов уникальны, их по праву можно назвать жемчужинами удмуртского музыкального творчества. Отдельный жанр музыкального поэтического фольклора составляют лирические песни. Быстрые ритмизированные куплеты, чаще шуточные и плясовые, получали название такмак, а мелодии, на которые они исполнялись, часто называют капчи гÿй  - легкий, веселый напев.

Музыкальный фольклор буйских удмуртов нельзя представить без песенной традиции соседнего татарского и башкирского населения. Были восприняты не только мелодии, но и тексты песен. Современный репертуар удмуртской деревни мозаичен -  наряду с традиционными удмуртскими напевами он включает авторские удмуртские песни, песни на татарском и русском языках.

Традиционным музыкальным инструментом, активно бытовавшим до начала ХХ в. была скрипка, без которой не обходился ни один из деревенских праздников. Чаще всего на скрипке исполняли плясовые мелодии. Уже в конце ХIХ в. к буйским удмуртам проникает гармоника - под нее также исполняли плясовые и шуточные мелодии,  а скрипка уходит из активного бытования и сейчас в удмуртских деревнях уже не встречается.

В антологии представлены тексты, записанные от фольклорных ансамблей и исполнителей из удмуртских деревень Большой Гондырь, Гожан, Кипчак, Кирга и Союз Куединского района Пермского края, раскрывающие своеобразие прозаического, поэтического и музыкального фольклора удмуртов Прикамья.

Алекандр Черных, кандидат исторических наук

Оставить отзыв о публикации

Другие публикации автора:

Варвара Кальпиди
Артур Артеев
Александр Доминяк
Александр Черных
Андрей Белавин/ Альманах KAMWA
Андрей Переделкин
Вероника Даль
Катерина Гашева
Константин Капп
Лена Антонова
Людмила Лискова/Альманах KAMWA
Мария Орлова
Наталья Суркова
Надежда Мерзлякова
Оксана Игнатьева
Оксана Игнатьева, Анна Панина
СМИ о фестивале КАМВА - 2007
СМИ о фестивале KAMWA - 2008
СМИ о фестивале KAMWA - 2009
Тина Каррель
Елена Бутрова/ Альманах KAMWA
Елена Оятева
Елена Чернова




Copyright © Этнофутуристический фестиваль «Камва»
Электронная почта: