КАМВА Этнофутуристический фестиваль
Фестиваль  |  Новости  |  Публикации  |  Фото  |  Галереи  |  Музыка  |  Отзывы  |  Об организации  |  Проекты  |  Ссылки
www.kamwa.ru / Публикации
 
ПубликацииАВТОРЫ 
27.03.2010
  Александр Черных
Антология татарского фольклора
Татары - один из тюркских народов Поволжья и Приуралья, второй по численности в России. По переписи 2002 г.в РФ проживало 5558 тыс. татар. Формировался татарский этнос в Среднем Поволжье. На территории современной Республики Татарстан до сих пор проживает основная его часть. Значительные группы живут и в Приуралье: Пермском крае, Республике Удмуртия, Кировской и Свердловской областях. В Прикамье насчитывается более 136 тыс. татар. Татарские сельские поселения в Пермском крае расположены в 12 административных районах - Березовском, Бардымском, Кишертском, Куединском, Кунгурском, Лысьвенском, Октябрьском, Ординском, Пермском, Суксунском, Уинском, Чернушинском. По религиозной принадлежности пермские татары - мусульмане-сунниты.

К концу XVIII в. сложилась  особая этнографическая группа - пермские татары. Их отличает особый диалект татарского языка и сохранение многих архаичных черт традиционной культуры. Пермские татары испытали влияние культур других народов, сохранив при этом свою самобытность. Сами пермские татары считали своими предками «остяков». Кем были эти «остяки», которых действительно отмечают первые документы ХV-ХVII вв., до настоящего времени остается загадкой: ученые склонны считать их древним угорским населением края, либо смешанным тюркско-угорским народом.

Кроме «остяков» на формирование пермских татар оказали влияние и  другие этнические группы, в разное время и разными путями попавшие в Прикамье, - это сибирские татары  и северные башкиры, в том числе и ближайшие соседи -  башкиры-гайнинцы. Со второй половины ХVI в. Прикамье принимает переселявшихся на восток казанских татар. В числе предков пермских татар есть и финно-угорские народы (марийцы, удмурты, мордва), переселявшиеся в конце ХVI-ХVII в. на восток и осевшие в южных районах Пермского Прикамья.

Традиционный фольклор пермских татар хранит в себе уникальное разнообразие жанров и даже некоторые архаичные элементы, утраченные основной частью этноса. Особо интересны топонимические и исторические предания и легенды. Историческая память татарского народа необычайно глубока и, несмотря на столетия, прошедшие со времени появления в крае первых татарских деревень, в каждой из них могут рассказать предание об ее основателях. Богатым сюжетным разнообразием отличается и мифологическая проза: это народные исламские легенды, былички и бывальщины - от мифов о сотворении мира, до «страшных» рассказов о нечистой силе.  Записаны у пермских татар сказки о животных, бытовые сказки и так называемые малые жанры фольклора - пословицы и поговорки загадки, обрядовые приговоры, заклички - настоящая сокровищница народной мудрости! Характерный для всех народов детский фольклор представлен у пермских татар считалками, дразнилками, потешками. А особый жанр фольклора - заговорные тексты - до недавнего времени активно использовались в практике народной медицины.

Богат фольклор пермских татар и поэтическими, песенными формами. Неотъемлемая часть традиционного обряда, будь то проводы в солдаты или свадьба - обрядовые песни җыр. Особо можно выделить напевы гостевания, колыбельные, плясовые, шуточные, игровые и лирические напевы. У пермских татар получили развитие лиро-эпические баиты и стихи религиозного содержания на татарском языке - менежетыөнәҗәт).

Разнообразен фольклор пермских татар, и в каждом районе можно найти отличительные черты. В деревнях Суксунского района у пермских татар сохранились и получили развитие уникальные свадебные причитания, исполнявшиеся при проводах невесты из родительского дома. В татарских деревнях Октябрьского района во время сбора подарков перед сабантуем исполнялись специальные куплеты сөрән җырлары. Особенностью песенного творчества татар деревень верховьев Ирени является бытование особых куплетов и напевов, которые сопровождали традицию осеннего гостевания - артелей (әртиле, әртиле жору - букв. ходить артелью). Во время «артелей» звучал особый артельный напев - әртиле көе.  Широко распространенными музыкальными напевами были уличный и деревенский напев - урам көе, авыл көе, свои варианты которых имела каждая деревня. Известны были среди татар и баламишкин көе, сарман көе, шахта көе. На мелодии напевов исполнялись куплеты проводов в солдаты, гостевания. 

Музыкальная и инструментальная культура пермских татар представлена наигрышами, традиционно исполнявшимися на скрипке, а позднее - на гармонях. До настоящего времени сохраняется традиция игры на кубызах - деревянных или металлических музыкальных инструментах. На  нем исполнялись наигрыши, часто кубыз сопровождал исполнение гостевых, частушечных и плясовых напевов. Традиционно этот музыкальный инструмент считался женским.

Собранные в антологии тексты записаны от фольклорных ансамблей и исполнителей в татарских деревнях Березовского, Кунгурского, Октябрьского, Ординского, Пермского, Суксунского, Уинского районов Пермского края и дают представление о многообразии и особенностях музыкального творчества татар Пермского Прикамья.

Александр Черных, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН

Оставить отзыв о публикации

Другие публикации автора:

Варвара Кальпиди
Артур Артеев
Александр Доминяк
Александр Черных
Андрей Белавин/ Альманах KAMWA
Андрей Переделкин
Вероника Даль
Катерина Гашева
Константин Капп
Лена Антонова
Людмила Лискова/Альманах KAMWA
Мария Орлова
Наталья Суркова
Надежда Мерзлякова
Оксана Игнатьева
Оксана Игнатьева, Анна Панина
СМИ о фестивале КАМВА - 2007
СМИ о фестивале KAMWA - 2008
СМИ о фестивале KAMWA - 2009
Тина Каррель
Елена Бутрова/ Альманах KAMWA
Елена Оятева
Елена Чернова




Copyright © Этнофутуристический фестиваль «Камва»
Электронная почта: