КАМВА Этнофутуристический фестиваль
Фестиваль  |  Новости  |  Публикации  |  Фото  |  Галереи  |  Музыка  |  Отзывы  |  Об организации  |  Проекты  |  Ссылки
www.kamwa.ru / Публикации
 
ПубликацииАВТОРЫ 
22.05.2007
  Надежда Мерзлякова
Пермский звериный стиль: путешествие во времени
 

Пермский звериный стиль - знаменитое культовое литье Урала - один из самых таинственных памятников древнего искусства уральских народов. Наука теряется в догадках, когда и кем были изготовлены эти удивительные предметы  загадочной культуры. Путешествуя во времени, причудливые металлические бляхи век за веком обрастали новыми мифологическими сюжетами. Каждый народ, осваивавший земли неизбежно сталкивался с древними культовыми предметами и пытался дать им свое истолкование.  Коми-пермяки называли предметы пермского звериного стиля «чудскими образками», а загадочный народ - чудью.

Впрочем, упоминания о чуди - народе, некогда проживавшем на территории Прикамья, встречаются еще в «Повести временных лет» (12 век). Принято считать, что летописец называет чудью предков финно-угорского народа, проживавших в то время на отдаленной от Руси территории Урала. У коми-пермяков  складывается мифологизированное представление о чудском народе, который по легенде добровольно ушел из жизни, не захотев поклониться христианизации пермских земель 14 века. Датировать возникновение у коми-пермяков мифа о чуди сложно. Богатые мифологические представления о сказочном чудском народе фиксируются исследователями только в 18 веке, до этого они не изучались.

                       Пермский звериный стиль был открыт в Ильинском -  в одной из вотчин легендарной семьи Строгоновых. Предметы культового литья случайно находили крестьяне. Для них они не имели никакой исторической ценности и часто были источником  «опасности» и «угрозы». От металлических блях пытались избавиться и переплавляли их. Однако управляющему имением Строгановых Василию Алексеевичу Волегову удалось собрать первую коллекцию предметов пермского звериного стиля. По распоряжению С. Строгонова он покупал у крестьян «чудские образки». В настоящее время коллекции Пермского звериного стиля находятся не только в музеях Перми и Пермской области, но и Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Национального музея Финляндии.

 Об уникальности и проблемах изучениях пермского звериного стиля рассказывает Оксана Валерьевна Игнатьева - кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделением культурологи Пермского педагогического университета.

- Почему наука до сих пор не может дать однозначного ответа на вопрос: кем и когда были созданы предметы пермского звериного стиля

                       Возможно, мы так и не найдем однозначных ответов на вопросы, которые возникают в связи с предметами пермского звериного стиля. Во-первых, изучением культового литья Прикамья стали заниматься достаточно поздно в 19 веке. Во-вторых, мы имеем дело с дописьменной культурой, т. е. не располагаем письменными источниками, которые, возможно, могли бы пролить свет на природу этих предметов и культа, который они обслуживали. В-третьих, большинство предметов пермского звериного стиля  сложно датировать, потому что это единичные находки или  клады.

                       - Что это за клады?

                       Два клада были найдены в Чердынском районе, один -  в Кунгурском.  В этих кладах обнаружены только предметы пермского звериного стиля: больше там ничего нет.

                       - Каким временем датируются эти находки?

                       Обычно клад датируется по предметам или памятникам, которые точно можно связать с той или иной эпохой. Например, в кладе наряду с культовыми вещами находят монеты или предметы бытовой культуры, или клад находятся недалеко от городища, селища или святилища. Крупные клады пермского звериного стиля были найдены абсолютно обособленно, поэтому мы не можем датировать их точно. Кроме того, время захоронения и изготовления кладов может быть разным.

                       - Тем не менее, предметы пермского звериного стиля датируются в научной литературе.

                       Изготовление предметов пермского звериного стиля связывают с памятниками ломоватовской археологической культуры IV-IX  век нашей эры, поскольку ученым удалось найти металлические бляхи на памятниках относящихся к этому времени.

                       - А как все-таки датируются клады?               

                       Мы датируем клады, отталкиваясь от тех образов, которые изображены на предметах культового литья. Сравнивая образы, предметов культового литья найденных на памятниках и в кладах, мы устанавливаем примерную дату клада.

                       - Почему предметы пермского звериного стиля были найдены в больших количествах и обособленно от бытовых предметов и памятников?

                       Хороший вопрос. Конечно, сначала археологи решили, что клады найдены на местах святилищ. Такая интерпретация была дана  по аналогии с народами ханты и мансы, у которых культовым предметам всегда сопутствовали деревянные постройки и бытовые предметы - стрелы, монеты и прочие. Однако никаких построек и бытовых предметов рядом с металлическими бляхами пермского звериного стиля археологи не нашли.

                       У исследователей возникло несколько версий объясняющих этот необычный факт. Первая версия возникла еще до революции, у одного из первых коллекционеров предметов пермского звериного стиля у сына бывшего Строгановского крепостного Ф.А. Теплоухова. Он был уверен, что культовые предметы имеют непосредственное отношение к святилищу. Аргументируя эту точку зрения, Теплоухов обращался к наследию ханты-мансийского народа, у которого вплоть до 20 века сохранялись святилища, в которых собирались и хранились все предметы, пожертвованные населением, в том числе  и бытовые. Возможно, что в среднее века в эпоху Великого переселения народов, святилище было разрушено и покинуто, а его следы не сохранились до наших дней. Действительно, любой археолог вам скажет, что из-за особенностей нашей почвы остатки деревянных построек очень плохо воссоздаются. Однако меня в этой интерпретации смущает то, что в святилищах хантов и мансов были найдены не только культовые предметы. Кстати, на территории Прикамья обнаружены большие клады Сасанидского серебра, относящегося примерно к этому же времени 7  веку н. э. Интересно то, что среди предметов иранского серебра, которые использовались в быту, нет культовых предметов пермского звериного стиля. Возможно, обособленные находки этих предметов имеет принципиальное значение для их изучения. 

                       - Откуда на территории Урала появилось иранское серебро?

                       Очевидно, что народы, проживавшие на территории Прикамья в средние века, активно взаимодействовали с племенами, жившими на территории современного Ирана и Сирии. Упоминания о наших племенах есть в арабских источниках. 6-7 века связаны с возникновением ислама. Новая религия запрещает изображение на предметах животных и  людей. Однако до распространения ислама в эпоху Сасанидов, на территории Ирана была популярна серебряная посуда с антропоморфными изображениями. Существует версия, согласно которой иранцы обменивали свою, потерявшую актуальность, посуду на уральскую пушнину. Уральскому народу такая посуда была нужна в силу культовых представлений:  возможно, сюжеты иранских изображений хорошо вписывались в мифологические представления местного населения. 

                       - Какие еще существуют версии, объясняющие необычные  находки  предметов пермского звериного стиля?

                       Вторая версия, объясняющая необычные находки была выдвинут 90-ые годы омским исследователем Юрием Васильевичем Балакиным, который написал известную книгу «Урало-сибирское культовое литье». Он выдвинул версию о том, что предметы пермского звериного стиля были специально принесены в жертву местным населением земле. Он делает предположение о том, что у местных народов существовала категория культов, связанная с поклонением земле. Предметы пермского звериного стиля специально изготавливались местными жителями и приносились в жертву.  Третья версия была предложена екатеринбургским ученым Валентиной Дмитриевной Викторовой, которая связывает время ломоватовской культуры с угорским населением. В. Викторова считает, что в ходе Великого переселения народов финны и коми-пермяки,которые, видимо, жили южнее, начинает смещать угорское население на север. Покидая эти территории, угры прятали свои культовые предметы в землю, в надежде вернуться за ними в более позднее время.

                       Речь идет о так называемой угорской теории, которая связывает происхождение предметов пермского звериного стиля с предками современного ханты-мансийского народа, проживающего в Сибири?

                       Да, сегодня это теории активно возрождается. Дело в том, что ханты-мансийские народы не отвергали предметы пермского звериного стиля, как коми-пермяки, у которых «чудские образки» вызывали страх, отторжение и неприятие. Предметы культа Сибирских и Уральских народов обнаруживают общие сюжеты: образ медведя и птицы. Тем не менее, угорская теория происхождения предметов пермского звериного стиля требует серьезных доказательств. Сегодня она рассматривается наукой как гипотеза, которая будет либо опровергнута или подтверждена. После серьезного сравнительного и станестического анализа памятников уральских и сибирских народов можно будет делать серьезные выводы.

                       Чем на ваш взгляд являются предметы пермского звериного стиля?

                       Очевидно, что культовые, неутилитарные бляхи пермского звериного стиля иллюстрировали бытовавшую в древние времена систему представлений человека о себе и мире. Сегодня не возможно получить исчерпывающей интерпретации этих мифологических сюжетов. 

                       В чем уникальность пермского звериного стиля?

                       Уникально предметов пермского звериного стиля в необычных условиях их нахождения, и, конечно, в сюжетно-образной системе. Например, образ человекалося уникален, он встречается только в художественной системе пермского звериного стиля.  Предметы пермского звериного стиля представляют собой уникальный пример художественной системы культовых предметов найденных автономно и независимо от памятников и бытовых вещей.

Согласно данным языкознания, в период верхнего палеолита и мезолита (мезолитическая эпоха на Европейском Северо-Востоке датируется концом IX - VI тыс. до н.э.) далекие предки коми, финнов, венгров, ненцев и ряда других народов составляли единую этнолингвистическую общность. Об этом свидетельствуют сходные черты в языках, на которых говорят эти народы (в частности, существование общекоренных слов, обозначающих такие понятия, как название частей тела, местоимения, термины родства и др.). Общий язык - объединял общий пранарод, который распался под воздействием и в ходе ассимиляций с различными проходившими по этой территории племенами, на предков финно-угорских и коми-пермяцких народов. Степи Урала послужили коридором, по которому вслед за гуннами проследовали волны кочевников, различных по этно-языковому составу: угры, венгры, самодийцы, тюрки. Присоединившиеся к общему потоку группы полукочевых и даже оседлых народов, эти племена по мере продвижения кочевых потоков на Запад, поворачивали в уральскую лесостепь и оседали там. Таким образом, становление  этнических образований происходило в условиях разложения первобытно-общинных отношений, притока инородного населения  и передвижения местного.

 Итак, угорские племена, по одной из  версий, были не исконным населением  Урала. Может быть, предметы пермского звериного стиля возникли у уральского пранарода и передавалась из поколения в поколения вместе с мифологическими представлениями и таким образом  досталось по наследству представителям ломоватовской культуры?

            Все возникшие у вас вопросы о происхождении пермского звериного стиля и древней истории Прикамья вы сможете задать пермским ученым 14, 21, 28 апреля  в арт - клубе, отеля «УРАЛ», где состоится научно-популярный лекторий «История и искусство Древней Перми».

В программе научно-популярного лектория: выступление известных пермских ученых с тематическими лекциями, мультимедийные презентации, показ этнографического документального кино из коллекции «Визуальная антропология», выставка-продажа книжных изданий, выставка авторских работ по мотивам Пермского звериного стиля.

Оставить отзыв о публикации

Варвара Кальпиди
Артур Артеев
Александр Доминяк
Александр Черных
Андрей Белавин/ Альманах KAMWA
Андрей Переделкин
Вероника Даль
Катерина Гашева
Константин Капп
Лена Антонова
Людмила Лискова/Альманах KAMWA
Мария Орлова
Наталья Суркова
Надежда Мерзлякова
Оксана Игнатьева
Оксана Игнатьева, Анна Панина
СМИ о фестивале КАМВА - 2007
СМИ о фестивале KAMWA - 2008
СМИ о фестивале KAMWA - 2009
Тина Каррель
Елена Бутрова/ Альманах KAMWA
Елена Оятева
Елена Чернова




Copyright © Этнофутуристический фестиваль «Камва»
Электронная почта: