КАМВА Этнофутуристический фестиваль
Фестиваль  |  Новости  |  Публикации  |  Фото  |  Галереи  |  Музыка  |  Отзывы  |  Об организации  |  Проекты  |  Ссылки
www.kamwa.ru / Публикации
 
ПубликацииАВТОРЫ 
03.05.2007
  Оксана Игнатьева, Анна Панина
КУДА УШЛИ ЧЕЛОВЕКОЛОСИ?

В один прекрасный день в деревне Усть-Кишерть, недалеко от Кунгура, во время весенней пахоты был совершенно случайно обнаружен клад. Клад был непростой: в нем не было ни монет, ни посуды, ни серебряных украшений. Были только потемневшие от времени металлические пластины, изображающие фантастических животных и таинственных существ. Целых 42 изображения. А больше - ничего. Как будто другим предметам было не место рядом с этими странными картинками. 

Всё выглядело так, как будто кто-то собрал священные вещи со всей округи, со всего рода и: спрятал в земле. Но когда это было? С какой целью их зарыли? Что за народ их создал? И наконец - что на них изображено? Как нам расшифровать эти стоящие друг на друге фигурки ящеров, трёхпалых глазастых людей, человеколосей и птиц? - На сегодняшний день мы не можем ответить ни на один из этих вопросов. Мы действительно не знаем, кто и когда сделал эти удивительные вещи, и зачем их аккуратно собрали вместе и зарыли в землю. Ясно одно: эти пластины, которые принято называть Пермским звериным стилем, не могли оказаться в земле просто так. Потому что в местах находок нет никакого культурного слоя. Да и обстоятельства открытия кладов Пермского звериного стиля одинаковы: это находки, сделанные совершенно случайно, вдалеке от раскопок. А в обычных раскопках бляхи Пермского звериного стиля находят крайне редко. Видимо, это были особые предметы: Именно из-за этого археологи не могут с уверенностью сказать, к какому времени относятся изображения. Ведь обычно клад датируется по монетам или другим предметам из клада, время создания которых уже известно. 


Есть еще один странный момент: казалось бы, эти древние бляхи были созданы предками коми-пермяков - ведь именно на их территории находят изображения. Но почему тогда коми-пермяки боялись их, не считали своими, называли «чудскими образками»? Почему, обнаружив клад, коми-пермяки могли тут же выбросить его в реку или поскорее переплавить? Коми-пермяцкие предания утверждают, что образки сделал народ чудь - таинственное племя, которое жило в Прикамье в древности. И что племя это было непростое: они были магами. Сам народ чудь, согласно преданиям, ушел под землю - не захотел жить в меняющемся мире... Впрочем, некоторые ученые считают, что племя чудь - это предки хантов и манси, которые с приходом коми-пермяков покинули наши места и ушли в другие земли. В любом случае удивительно то, что в VI - VIII веках, еще до Киевской Руси, в темные века средневековья, на берегах Камы жил народ, обладавший уникальной мифологией и культурой. Ведь до сих пор «чудские образки» удивляют нас законченностью композиции, красотой линий и фантастичностью сюжетов.  

Что могут сказать по этому поводу историки? Сегодня существует три основные версии, объясняющие феномен Пермского звериного стиля.

Во-первых, некоторые ученые считают, что чудские клады находят в местах, где когда-то были святилища. Такие, как, например у хантов и манси: небольшие деревянные амбары  с культовыми предметами. Возможно, деревянные сооружения разрушились, остались только металлические бляхи. Теоретически это возможно: в уральских почвах действительно очень плохо сохраняются деревянные предметы, поэтому само строение и не должно было сохраниться. Но в святилищах хантов и манси есть и монеты, и стрелы, и бытовые предметы. А здесь - только «образки»... 

Вторая версия объясняет загадку следующим образом: эти металлические предметы были сознательно принесены в жертву. Ведь у многих народов есть культ матери-земли, которой в трудные моменты жизни племени нужно преподнести дар. И изображения Пермского звериного стиля могли изначально изготавливаться для этой цели.  

Третья версия связана со временем Великого переселения народов. Возможно, предки хантов и манси, которых теснили коми-пермяки, отступали на север, но надеялись вернуться. Они собирали самое ценное, что у них было - культовые предметы - и прятали в земле. Эту версию подтверждает, во-первых, сама география кладов: их находят в Прикамье и севернее, в республике Коми, то есть как раз на пути отступающего народа. Кроме того, похожий обычай существовал в Средневековье и на Руси: когда начиналось нашествие, ценные вещи зарывали в землю.

Многое говорит в пользу последней версии: и существование Сибирского звериного стиля, и уважительное отношение хантов и манси к таким «образкам»: Однако отличия тоже есть, и немалые. Во-первых, Сибирский звериный стиль намного реалистичнее и проще. Бляхи, найденные в Сибири, изображают медведя или птицу. Нет ни человеколосей (людей с лосиными головами), ни ящеров, ни человечков с круглыми глазами инопланетян. Во-вторых, клады Сибирского звериного стиля содержат и другие предметы: монеты, стрелы, посуду.

Но ученые напоминают: переселение целого народа - очень драматическая и сложная страница в его истории. Обряды могли просто поменяться. А носители тайного знания могли погибнуть во время нашествия: ведь ни у кого не вызывает сомнений, что бляхи Пермского звериного стиля были своего рода «священными книгами» древнего народа. «Образки» рассказывали об устройстве мира, вселенной, о месте человека на земле. А подобной информацией владели далеко не все члены племени. Это была тайна, о которой не говорили - но могли изобразить: Поэтому при гибели шамана - носителя тайного знания - традиция могла уйти. 

Сегодня предметы Пермского звериного стиля - один из немногих способов понять, чем жили, как осознавали себя на земле наши далекие предки. Для них все фантастические сюжеты, изображенные на бронзовых пластинах, были вполне реалистическими: они так видели мир.

 

Оставить отзыв о публикации

Варвара Кальпиди
Артур Артеев
Александр Доминяк
Александр Черных
Андрей Белавин/ Альманах KAMWA
Андрей Переделкин
Вероника Даль
Катерина Гашева
Константин Капп
Лена Антонова
Людмила Лискова/Альманах KAMWA
Мария Орлова
Наталья Суркова
Надежда Мерзлякова
Оксана Игнатьева
Оксана Игнатьева, Анна Панина
СМИ о фестивале КАМВА - 2007
СМИ о фестивале KAMWA - 2008
СМИ о фестивале KAMWA - 2009
Тина Каррель
Елена Бутрова/ Альманах KAMWA
Елена Оятева
Елена Чернова




Copyright © Этнофутуристический фестиваль «Камва»
Электронная почта: